***МУЗЫКА***
В жизни небесполезно обладать умением определять, что в действительности представляет собой собеседник; иначе говоря, навыками прикладной психологии. Но для успешного применения таких методов сначала надо узнать, что представляет собой объект воздействия. Причем необходимо учесть, что возможности провести комплексное психологическое обследование с применением тестов при бытовом общении не бывает. Таким образом, все выводы надо уметь делать при обыкновенном бытовом разговоре – и так, чтобы это не было заметно со стороны ни объекту Вашего анализа, ни посторонним наблюдателям - возможно, позже придется действовать аналогичным образом и с ними.
Достаточно сложно задать вопросы, позволяющие получить необходимую информацию, в контексте разговора на произвольную тему так, чтобы они были органичны. К тому же, люди в обществе часто носят маску, стремясь показаться более добрыми, отзывчивыми и т.д. Безотносительно к оправданности такого облика для общества в целом, тем не менее, нельзя не признать, что общепринятая практика такого рода затрудняет идентификацию черт характера, необходимых для анализа личности собеседника.
Информация, предоставляемая собеседником по собственному его желанию, также далеко не всегда является адекватной по тем же самым причинам.
Итак, единственным методом получения объективных данных является анализ информации, выдаваемой объектом непроизвольно.
Используя методы нейро-лингвистического программирования, можно сделать множество выводов о личности анализируемого, но часто возникает необходимость составить мнение сразу о нескольких новых индивидуумах, причем сразу. В принципе, возможно определение своего мнения на инстинктивном (либо интуитивном) уровне, "с первого взгляда". Однако это отражает результат подсознательного анализа множества факторов, проходящий без участия активного сознания как такового. К этому должен стремиться каждый, но, тем не менее, для развития такой способности необходимо осмысление поступающей информации на первоначальном этапе, лишь потом, после достаточно длительной тренировки, анализ будет происходить без непосредственного задействования сознания.
Данные для анализа такого рода можно вычислить, используя внешний облик объекта, вид его одежды, словарный запас, синтаксическое построение предложений в разговоре etc. Но человек может быть случайно одет не так, как обычно (например, на даче или в лесу, причем не в свою одежду), а возможность извлечь информацию из разговора также является общеизвестной, что затрудняет получение требуемой информации – собеседник может следить за тем, что и как он произносит.
Приходим опять к тому же выводу – информация должна быть непроизвольной, такого рода, что объект не может подумать, что из нее может быть извлечено что-то могущее раскрыть его черты, скрываемые под маской, носимой им в данный момент.
Продуктивным оказывается напряжение собственных рецепторов, или какого-либо из них, превалирующего над другими – к примеру, человек с плохим зрением часто обладает хорошим слухом, что позволяет ему разбираться в людях, вслушиваясь в мельчайшие интонации их голоса. Порой, такое "интонационное общение" даёт гораздо больше информации, нежели смысл самого высказывания (прямой речи) собеседника.
Наиболее просто использовать мнения людей о различных направлениях в музыкальной культуре – любой вопрос на эту тему кажется безобидным, относящимся к категории «просто для поддержания разговора», и не вызывает подозрений. Естественно, это не относится к профессиональным психологам или разведчикам, но они в повседневной жизни попадаются достаточно редко. В принципе, вопрос о том, какие книги предпочитает собеседник, дает такую же информацию, но вызывает большую подозрительность – все знают "скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты".
Итак, весьма удобным является определение скрываемых черт характера на основании музыкальных вкусов. Хотя, применяя данный метод, необходимо помнить об его ограничениях.
Например, возрастная категория – неразумно делать какие-то выводы на основании того, что трехлетнему ребенку нравится "В лесу родилась елочка". Аналогично, большинству людей пожилого возраста нравится не какая-то музыка, а ее полное отсутствие. Впрочем, возможна ностальгия по "песням молодости" – но это не относится к музыкальным вкусам, поскольку вызвано скорее просто тоской по прошлому, что, впрочем, тоже позволяет сделать определенные выводы.
Таким образом, метод применим для людей, имеющих возможность слышать образцы всех существующих музыкальных направлений, и явно предпочитающих один стиль (или несколько, но четко выраженных) другим. Метод, таким образом, малоприменим в возрастных категориях моложе 15 и старше 40 лет.
Кстати, существует достаточно большая категория людей, которые крайне неразборчивы в музыкальных пристрастиях – им все равно, что, лишь бы не слишком громко играло. Это тоже позволяет сделать вывод о стремлении к конформизму, и, очень часто, отсутствии ярких черт характера. Крайняя степень проявления этих черт выражается в непостоянстве музыкальных пристрастий – человеку может сегодня нравиться одно (причем до фанатизма), а через несколько месяцев – другое, так же сильно, причем о предмете своих прежних пристрастий мнение будет пренебрежительное, как об "устаревшем".
Необходимо учитывать тот факт, что на формирование слухового опыта оказывает влияние множество факторов, среди которых основные: среда обитания, природные факторы (от физических особенностей восприятия и природного ландшафта, до некой "генной памяти"), особенности воспитания, особенности характера, и некоторые другие. В связи с этим не стоит думать о человеке, чьи родители выросли на музыке "людей-цветов", что он не способен к агрессии (практика показывает как раз обратное), или наоборот, думать об академическом музыканте, что он не любит неакадемическую музыку (и поп, и метал, и традиционную японскую…), поверьте, "классика" иногда так достаёт того, для кого является тем же "станком"! Тем не менее, среди всех факторов большую роль играет формирование "звуковой среды" в достаточно молодом возрасте. Каждый слушатель – дитя своего поколения, хочет он того или нет: раз, в период возмужания, настроившись на одну волну, он потом лишь с трудом способен преодолеть границу, грань привычного, адекватного его ментальной организации, его психики.
Приведенная ниже классификация и выводы не являются абсолютными, но, тем не менее, практическое применение метода в моей личной практике подтверждает корректность теории, близкую к 100%.
Итак, начнем анализ.
Русская эстрадная музыка
Наиболее мягкое выражение, которое можно подобрать к этой категории (в большинстве случаев) – полная дегенерация. Вообще сложно назвать музыкой что-то со стандартным темпом 2 Гц (120 ударов в минуту) и единственной тематикой "про любофф", исполняемой голосами, с трудом отличающимися друг от друга. Соответственно, потребители такой музыкальной жвачки обладают соответствующими чертами – их вполне устраивает монотонное существование, они могут считать себя «романтичными», желать «искренней любви» и так далее. Типичные представители человеческого стада.
Рэп
Точнее, сейчас это называют house music, hip-hop и т.д. Конечно, говоря академически, все это – разные стили. Рэп, хаус, хип-хоп, трип-хоп, амбиент – стили techno music, ведущие свою линию от регги, даба…. Сделаем оговорку: статья пишется на российском материале, и здесь имеется в виду "чиста раасийское" восприятие репы, где, действительно, существует путаница в стилистике "техно". "У них" же рэп родился как музыкальное выражение борьбы группировок, упор делался на текст (кто кого художественнее пошлет). Музыка гетто и граффити...
Но – сущность от названия не меняется, и все это в психологическом плане можно свалить в одну кучу вполне обоснованно. Вся эта куча близка к предыдущей категории, но необходимо принять во внимание выраженную танцевальность, точнее – ритмичность, еще точнее – ничего, кроме ритма. В отличие от эстрадной, такие "мелодии" не слушают в одиночку или параллельно с каким-либо делом, а используют на дискотеках. В эту же категорию можно отнести и так называемый рейв. Помимо всего прочего, в субкультуру потребителей этой области шоу-бизнеса часто входит и регулярное потребление наркотиков, что и понятно, поскольку на незатуманенную голову слушать такое, по крайней мере долго, невозможно (особенно т.н. техно-хардкор).
Классическая музыка
Здесь надо быть достаточно осторожным, а не делать скоропалительные выводы. Вполне возможно, что вам попался человек, действительно любящий классическую музыку. В принципе, это легко выясняется продолжением разговора на эту тему – насколько человек в этом разбирается, достаточно легко понять, даже не обладая академическими познаниями по данному вопросу. Один из показателей – человеку нравятся определенные произведения, о которых он может что-то аргументированно сказать. При такой ситуации возможно стремление к некоторой "утонченности", "аристократичности" – но никаких особенных выводов сделать нельзя.
Чаще же пристрастие к академической музыке обусловлено не столько утонченностью, сколько нежеланием потреблять эстрадную жвачку, навязываемую нашему слушателю во все времена, и неимением доступа к достижениям мировой электро-музыки, ввиду различных цензурных "занавесов". Поверьте, не во всех городах России возможно (во всяком случае, было возможно) "достать" приличную современную музыку (даже академическую).
Другое дело, если собеседник хвалит классическую музыку, но сам в ней не разбирается – хвалит все подряд, знает авторов, но не произведения, и так далее. Особенно, если при этом он ругает любую другую музыку с приведением единственного аргумента "это не классика". Здесь легко делается вывод о снобизме говорящего – а эта черта характера никогда не присутствует только в одной области, а распространяется на человека в целом.
Снобизм, однако, легко усматриваем (благо, понтов никто не скрывает) и среди разбирающихся в классике. Это могут быть профессиональные музыканты, либо получившие образование по настоянию родителей и продолжающие посещать концерты все с теми же родителями, либо "труженики классики", которых она достала не хуже, чем кухарку посудомоечная машина. Как правило, люди эти могут, даже будучи дотошно-профессиональными, сами по себе являться ограниченными. За ограниченностью следует неуверенность в себе, за неуверенностью – комплекс, за комплексом – попытка компенсации в виде "наездов" на окружающих в той области, в которой окружающие не компетентны. Но вот если попадется им тот, кто имеет широкий кругозор, будучи профессиональным музыкантом..
Снобизм проявляется так же у дилетантов-любителей классики. Когда дамочка с глупенькими подведенными-грустненькими глазками начинает фыркать, как она любит Баха и не любит Шнитке, тем самым мешая мне слушать и того и другого…
Niflung Gert: Возможно всё И даже в Ё-бурге (в Уральской консе). Политически там как раз полегче (во всяком случае было ... Однако когда им был всунут диплом на 8 печ. листов, а на защите зазвучали имена исландских композиторов, которые они в жизни не слышали... Короче, было весело. Люди Стриндберга не знают – а им тут какой-то викинг-метал и тру-блэк... Хотя... не скрою, при перечитывании диплома местами смешно. Пионерский энтузиазм так и прёт (что, собственно, обнаружилось местами в статьях ваших приятелей – из серии "посмотрите, какие металисты хорошие.. " Никакие они не хорошие! Злые и страшные! )
Барды
Возможно, это не совсем относится к музыке, поскольку основным здесь является текст песни, а не музыка, которую в большинстве случаев заменяет аккопанемент, но в контексте статьи я счел нужным выделить отдельную категорию.
Опять же, как и в случае классической музыки, надо обратить внимание на степень и искренность увлечения. Многим нравятся отдельные исполнители или песни - это дает еще меньше информации, чем в случае классики. Скажем, лично мне очень нравятся песни Высоцкого.
Но вот в случае глобального увлечения можно сделать вывод о некоторой оторванности характера от реальной жизни, можно сказать, инфантильности, а также значительной доли меланхоличности характера. Все же снобизма у "true" бардов и их "true" любителей порой тоже сверх меры, особенно когда они встречаются с людьми не их локуса. Баланс этого может быть разным – скажем, для любителей так называемого КСП последнее может быть нехарактерно, но вот "романтики", "искренности" и т.п. – явно больше нормы. Желающие могут почитать поэтические творения "толкинутых" – и удостовериться в этом самостоятельно.
Джаз
Очень многие воспринимают джаз именно как "элитарную" культуру, доступную лишь посвященным. В этом отношении они правы – не всем из "белых" людей удается преодолеть барьер блюзовой ладовой системы и джазового ритма. Но в такой же степени "элитарной", недоступной пониманию широких масс культурой, является культура панка. Потому делать скоропалительные выводы о превосходстве одной над другой не очень умно.
Warrax: Возможно, я отношусь к джазу предвзято, поскольку не понимаю, как это можно слушать – но, тем не менее, все встречавшиеся мне любители джаза отличались различными степенями снобизма и стремления показать себя чем-то большим, чем они являются на самом деле.
Niflung Gert: Все же в последнее время элементы джаза проникли в techno музыку (acid jazz), где слушаются весьма и весьма удобоваримо. Такой вариант джаза предпочитаем любителями электронщины (см. ниже), различного "арта" и авангарда, а так же… металлерами.
Hard Rock
Опять же – любовь к хард-року может быть вызвано ностальгией для тех, кто рос в начале 80-х, но даже в этом случае можно сделать вывод о достаточном интеллектуальном развитии, поскольку восприятие такой музыки без этого невозможно и являлось в то время показателем интереса к более интеллектуальной по сравнению с эстрадой культуре, стремлением к расширению кругозора.
Для тех, кто полюбил эту музыку не под влиянием времени, а самостоятельно и значительно позже, можно сделать аналогичный вывод, но необходимо учесть и дополнительный фактор – любит ли человек другие направления тяжелой музыки, поскольку ее формы взаимосвязаны? Если нет – то возможно, человек стремится выглядеть любящим достаточно тяжелую музыку по каким-либо причинам, и просто выбрал наиболее простую для восприятия.
Хотя это не является абсолютным критерием. Тяжелая музыка очень разнообразна, и порой человеку нелегко перестроится на иной (тот же metal) тембр, звуковысотное оформление и идейную основу (hard rock в большинстве своем тяготеет к "позитивным" религиям и образности).
Арт-рок
В сочетании с хард-роком – развитый в культурном и интеллектуальном отношении человек с легкой установкой на прошлое. Возможен снобизм, аналогичный снобизму любителей академической музыки.
Исключительно арт-рок – уход от действительности в той или иной форме.
Heavy Metal и Metal music
А также его ответвления – Thrash, Death, и т.д. вплоть до Doom или Black.
Тоже сложный для анализа случай. В случае, если металл действительно нравится, если человек в нем разбирается – то, наверное, это наиболее предпочтительный вариант из всех возможных.
Warrax: Конечно, мое мнение не может быть строго объективным, поскольку я сам слушаю именно такую музыку, но, тем не менее, все металлисты не только по названию, с которыми я общался, были достаточно интересными людьми с умственным развитием, превышающим средний уровень.
Однако, следует делать выводы с осторожностью – многие, воспринимая в металле чисто внешние стороны – громкость и трудное восприятие для неподготовленного слушателя, начинают использовать это как инструмент тупого нонконформизма и эпатажа окружающих. В основном это характерно для подростков, у которых это проходит со временем – т.е. они обладают невыраженным музыкальным вкусом, о чем уже говорилось ранее.
Довольно часто (особенно это касается power-металлеров) человека "приводят" в эту музыку знакомые, и он находит в данной "тусовочной среде" некий свой образ. Юные восторженные барышни, окружающие его, внешняя, атрибутивная сторона культуры, воспевающая этакого "сильного смелого варвара с кучей мышец", – все это придает уверенность в себе субтильному белобрысому юноше. В таком случае речь идет скорее не о музыке, а о создании имиджа и изживании (либо приобретении) комплексов.
[color=purple]Панк-рок
Тут, в принципе, обсуждать особо нечего – либо желание эпатировать, как в предыдущем случае, либо – панк он и есть панк.
Niflung Gert: Стоп. Панк (опять-таки не "у нас") – явление зачастую довольно профессиональное и имеет множество ответвлений, среди которых этно-панк – самое интересное в музыкальном отношении. Если человек хорошо разбирается в этом, то можно говорить о нем как о носителе панк-культуры, а не об обычном грязнуле (кстати "труёвые" панки довольно чисты и образованны). В этом случае панк – носитель отличной от общепотребительской идеи и представитель довольно замкнутой культуры. (Мне приходилось встречаться с панками-миллионерами. Упс!)
Электронная музыка
(J.M.Jarre, Vangelis, K.Shultze etc.)
Воспринимается большинством людей положительно, но, в основном, в виде нейтрального фона.
Те же, кто действительно увлекаются такой музыкой, обычно являются людьми с хорошо развитым мышлением и способностью к сосредоточению, по натуре – обычно флегматики. По личному опыту, программисты достаточно часто предпочитают именно электронную музыку.
Народная музыка
Я, конечно, ничего не имею против спеть "Есаула", когда в желудке грамм шестьсот уже есть, но любовь ко всему подряд "народному наследию" не может не вызвать подозрительности.
Наиболее вероятным является комплекс наци в достаточно тяжелой форме – когда превозноситься все "наше, исконное" и осуждается все "чуждое".
Существует множество истинных любителей фольклора среди фольклористов, музыковедов и других сознательно ориентированных на него людей (в конце ХХ в. folk вообще проник во многие области искусства и культуры). Эти люди, как правило, отличаются стремлением к углублённому проникновению в суть любого дела, независимо от того – связано оно с профессией или нет. Так же их отличие в каком-то.. не сказать подернутом легким скептицизмом, но одновременно спокойном взгляде на мир, даже если последний катится в Тартарары. "Folklore" – в переводе "народная мудрость" – дает им какие-то устойчивые константы в прихотливых узорах мира, какие-то точки опоры и понимания. Возможно.. это только лишь их миф, как мифы всех социальных страт. Но этот миф помогает выжить. Да! Еще. Очень часто такие люди скептичны в подходе к любым формам религиозных догм.